Ограничения для валютных вкладов в России. То ли еще будет?
Ограничения в сфере банковских валютных вкладов внесли коррективы в жизнь современного инвестора. Долгие годы граждане России воспринимали доллар как один из самых надежных инструментов для своих сбережений. Он был простым, надежным и понятным инструментом, даже для наших дедушек и бабушек, не обладающих какими-либо знаниями о финансовом рынке и инструментах хранения и приумножения накопленных средств.
Но сегодня ситуация изменилась драматически: валютные вклады из-за ограничений перестали быть тихой гаванью и стремительно превращаются в источник риска для банковского вкладчика, равно как и для тех, кто копит и хранит наличную валюту в стеклянной банке.
В этих условиях банкам, которые оказались лишены надежных инструментов хранения или инвестирования доллара, и еще при этом несут ответственность перед клиентами, приходится предупреждать клиентов не только о рисках «недружественных» валют, но и отказывать в открытии новых валютных счетов.
Несмотря на то, что большинство банков уже ввели определенные ограничения на операции с валютой и ежемесячные комиссии за её хранение, всё ещё довольно большое количество физических и юридических лиц держат валюту (доллар, евро, фунт) на банковских и брокерских счетах с целью накопления и сбережения.
Для таких инвесторов существует риск наложения санкций на Национальный Клиринговый Центр (НКЦ), которые сильно затруднят оборот валюты, в частности долларов США в России.
Что же произойдёт в случае, если такие санкции действительно будут введены, и что с практической точки зрения изменится для владельцев долларовых накоплений?
Прежде всего, что такое Национальный клиринговый центр (НКЦ).
По сути, это расчетный банк (хотя де-юре банком он не является), в том числе по всем валютным операциям на Мосбирже. В июне ЦБ публично заявлял о рисках санкций против НКЦ, а в обзоре финансовых рынков за 2 квартал ЦБ пришёл к выводу, что межбанковский клиринг в недружественных валютах несёт в себе повышенный риск.
Возможные санкции в отношении НКЦ относятся к разряду «жёстких» и по своему негативному экономическому эффекту превзойдут уже введённые санкции в отношении Национального расчетного депозитария (НРД), так как ограничения в отношении НКЦ означают максимальное усложнение расчётов по внешнеэкономическим сделкам со странами, ведущими эти расчёты в долларах и евро.
Как это потенциально отобразится на конкретном Иване Ивановиче, у которого на счету в России лежат доллары?
Конечно, при введении санкций на НКЦ он не потеряет доступ к своей валюте. Негатив будет в том, что вкладчик уже не сможет продать её по биржевому курсу (торги долларом и евро на Мосбирже станут недоступны).
Чтобы обменять доллары на рубли, такому инвестору придётся идти в банк и продавать валюту по курсу, который отличается от биржевого в значительно худшую сторону. Даже сейчас, когда никаких санкций на НКЦ нет, можно увидеть, насколько велика разница между внутрибанковским и биржевым курсами.
Например, на момент написания данной статьи курс доллара на Мосбирже составляет 60,76 рублей. В то же самое время в Росбанке мы можем купить доллар по 70,44 руб., а продать по 50,97 руб. При введении санкций ситуация с внутрибанковским курсом станет еще драматичнее.
Кроме того, введение санкций на НКЦ, скорее всего, приведёт к тому, что те немногие брокеры и банки, которые ещё не ввели комиссии за хранение валюты, сделают это, а те, кто уже ввёл – поднимут размер этих комиссий. И тогда текущие ограничения для валютных вкладов трансформируются в ностальгические воспоминания.
В результате доллар в России быстро превратится в токсичный актив с гарантированной отрицательной доходностью.
Неслучайно в последнее время легко заметить тенденцию на вытеснение российских резидентов из долларовых накоплений. Это проявляется, в том числе в отказе от доллара в структуре Фонд национального благосостояния России (ФНБ), инициативе временно запретить неквалифицированным инвесторам покупать иностранные ценные бумаги, введении комиссий за хранение долларов и евро на счетах, а также многими другими запретами и ограничениями.
Можно предположить, что даже если Запад не введёт санкции против НКЦ, наши регуляторы продолжат делать всё, чтобы доллар оказался не востребован частными инвесторами и не смог ничего им принести, кроме убытков. Не стоит также питать иллюзий по поводу наличных долларов или евро, хранящихся под матрасом на территории Российской Федерации.
Таким образом, традиционная российская инвестиционная стратегия долгосрочных накоплений с опорой на доллар меняется на наших глазах. Ограничения, комиссии и риски в отношении банковских валютных вкладов вынуждают менять отношение вкладчиков к столь простой и ранее надежной схеме хранения и приумножения капитала.
На наш взгляд, частным инвесторам будет полезно, как минимум, осознавать возможные последствия санкций на НКЦ (если они будут), а как максимум — скорректировать свою стратегию, чтобы не остаться в долларе в самый неподходящий момент.
Мы не можем дать какую-то конкретную рекомендацию, как обезопасить свои валютные инвестиции или сбережения. Слишком много факторов, последствия которых просчитать от затруднительно до невозможно.
Но мы, компания Shoreline, всегда культивировали среди своих клиентов следующий простой принцип: рубли держим в России и инвестируем в российские активы, а валюту держим за пределами РФ и инвестируем в иностранные активы через полисы страхования жизни известных страховых компаний.
И такой подход доказал свое право на жизнь. Те, кто использовали такой подход не столкнулись с крайне негативными моментами, с которыми пришлось столкнуться как российским, так и иностранным инвесторам из-за санкций, введенных Европейским союзом и США против НРД и российских финансовых институтов.
Если Вам интересно узнать больше о стратегии и продуктах, которые позволили нашим клиентам адаптироваться к современным реалиям, пожалуйста, свяжитесь с нами для организации первичной консультации.